Название: Четверо стойких: Карл Либкнехт, Роза Люксембург, Франц Меринг, Клара Цеткин
Автор: Драбкин Я.С.
Издательство: М.: Политиздат
Год: 1985
Формат: pdf/djvu
Страниц: 367
Для сайта: litgu.ru
Размер: 16 mb
Язык: русский
Немецкое выражение «Das F?hnlein der vier Aufrechten» трудно переводится на русский язык. Оно значит: «Отрядик (или небольшая боевая группа) четырех стойких».
Так назвала себя и своих друзей Клара Цеткин в 1919 году, когда Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Франца Меринга уже не было в живых, когда из «четверки стойких» она осталась одна.
Что же объединило этих людей, выделяя их в рядах германских социал-демократов, в партии, в которой они действовали на протяжении многих лет?
Ответить можно одно: они были революционеры. Когда на рубеже столетий возникла опасность, что германская социал-демократия, у колыбели которой стояли Маркс и Энгельс, превратится в партию социальных реформ, они твердо заняли позицию на левом фланге.
Политическая борьба за интересы пролетариата, за социализм — главное дело жизни этих людей, глубоко убежденных, что идти к этой цели и достигнуть ее можно только под флагом Интернационала.
Когда международная солидарность рабочих была разорвана фронтами империалистической войны, а вожди германской социал-демократии предали дело социализма, «четверка» во главе небольшой группы стойких и верных революционеров героически продолжала борьбу за великие идеалы.
Группа назвала себя «Интернационал», вошла в историю с именем Спартака на знамени, стала ядром Коммунистической партии Германии.
У каждого из четырех революционеров сложилось свое, особенное — общественное и личное — отношение к революционной России. Их сближало то, что они были ее искренними и честными друзьями.
В предлагаемой читателю документальной повести «четверка» показана в гуще жизни, споров, борьбы, раздумий. И не только по вопросам политики, а и истории, литературы, искусства, человеческих отношений.
Повесть документальна, поскольку все события, обстоятельства и даже мысли героев реконструируются на основе широкого круга документов: книг, статей и речей, писем и воспоминаний.
Но это документальная повесть, и поэтому повествование содержит «домысливание» того, что не смогли сохранить исторические документы. Разумеется, это «домысливание» никоим образом не противоречит ни имеющимся документам, ни историческим фактам.
От тех двух первых десятилетий XX века, о которых идет рассказ, нас отделяют шесть последующих. Не потому ли, что помыслы и действия «четверки стойких» были обращены в будущее, их волнения и чаяния не оставляют нас равнодушными?
Однако молодое поколение последних десятилетий XX века застало мир иным, преобразованным действиями дедов и отцов, живет в изменившихся условиях, думает по-своему. Естественно, что некоторые события, поступки, мотивы действий героев повести требуют дополнительных пояснений.
Поэтому автор счел целесообразным в нескольких случаях прервать повествование «включениями», в которых историк дает прямые ответы на вопросы современного читателя.