Название: Восстание 1662 г. в Москве
Год выпуска: 1964
Ответственный редактор: доктор исторических наук А. А. Новосельский
Составитель, автор введения, источниковедческого обзора и комментариев: кандидат исторических наук В. И. Буганов
Издательство: М.: Наука
Формат: PDF, DjVu
Размер: 20.4 Mb (PDF); 11.5 Mb (DjVu)
Количество страниц: 313 с., илл.
Язык: Русский
Тираж: 2000 экз.
Интерактивное оглавление: Есть
Сканирование: mcach
Обработка: Vitautus
25 июля 1662 г. в Москве вспыхнуло крупное антифеодальное восстание, в котором приняли участие посадские «черные» люди, гулящие люди, а также часть солдат, рейтар и стрельцов столичного гарнизона. Причиной восстания явилось усиление феодально-крепостнической эксплуатации в стране в обстановке длительных войн с Польшей и Швецией и общего хозяйственного кризиса (расстройство финансовой системы в результате денежной реформы 1654—1663 гг., массового выпуска и обесценивания медных денег и появления фальшивой монеты, дороговизна, голод), недовольство низших слоев городского населения невыносимо тяжелым положением, в частности ростом налогов, спекуляцией и махинациями правящих верхов в связи с монетной операцией и т. д.
Московское восстание 1662 г., получившее у современников название «Медного бунта», готовилось заранее. Это обстоятельство имеет огромное значение для понимания городских восстаний «бунташного» XVII столетия. Слухи о возможном восстании ходили еще весной 1662 г. А в ночь на 25 июля по всему городу были расклеены прокламации с призывами к выступлению.
Восстание продолжалось всего полдня, но по накалу классовой ненависти народных масс, по своему массовому характеру оно занимает почетное место среди других народных движений периода феодализма. Восставшие громили дворы богатых людей в Москве и дважды ходили в Коломенское, где находился в это время царь Алексей Михайлович с двором. Они требовали выдачи бояр-«изменников» для расправы. Как и в других городских восстаниях XVI—XVII вв., восставшие связывали усиление гнета с именами «плохих» бояр — советников царя, верили в добрые намерения монарха. В то же время они, как это было во время «Медного бунта», решительно требовали от него принятия мер к улучшению положения народа.