Сказание о Вёлунде. Аудиоспектакль

Автор: knigoman3030 от 16-10-2017, 13:22, Коментариев: 0

Категория: АУДИОКНИГИ » БЕЛЛЕТРИСТИКА


Автор: Коллектив
Название: Сказание о Вёлунде. Аудиоспектакль
Издательство: Мелодия
Год: 1980
Формат: МР3
Размер: 101МВ
Длительность:42мин
Качество:320кбит/сек
Исполняет:Е. Петров, Л. Зверинцев, Т. Осмоловская, В. Гарин и др.
Язык:Русский

Далекая северная окраина Европы — Скандинавия... Так называют несколько стран, в древности объединившихся между собой для защиты от множества врагов. Тогда, больше тысячи лет назад, народы, населяющие теперешнюю Скандинавию, еще не носили названий, под которыми они известны в истории: шведы, датчане, норвежцы, финны, исландцы. В Европе в эпоху великого переселения народов, когда географические границы государств менялись до неузнаваемости, когда под натиском диких гуннских орд рухнула Римская империя, в эпоху, длившуюся несколько столетий, всех иноземцев завоевателей презрительно и со страхом называли одним именем — варвары.
А скандинавов звали еще и по-другому — «норманнами», что в переводе означает «северные люди». Их приближения ждали с ужасом: племена славились своей жестокостью, воинственностью, бесстрашием. Они плыли по морю на стругах — деревянных небольших судах. И каждый хозяин такого судна называл себя «конунгом» — князем; а то и королем. Никогда еще не бывало на свете стольких королей! Король — это и предводитель рода, и глава воинской дружины, и даже... просто отец семейства. Со всеми своими сыновьями, племянниками, внуками такой «король» строил себе деревянное жилище на завоеванной земле или просто вселялся в покинутый дом. И называл такой дом, больше похожий на хижину, гордо и торжественно: палатой,
О каждом завоевании, о каждой схватке с врагом слагались песни. Их пели, пересекая реки, викинги-воины. Их пели богатыри-варяги — так звали на Руси норманнов, нанимавшихся служить в дружинах русских князей. Пели купцы-путешественники, в любой момент готовые превратиться в грозных воинов. Песни, сказания и легенды множились, становясь то героическим эпосом, то фантастической сказкой. Если воин «оседал» на своем клочке земли, заводил хозяйство и становился «бондом», то есть крестьянином-земледельцем, он непременно старался упомянуть хотя бы своего предка в, этой песне-сказании.
А в IX веке, когда король Харальд основал первое из скандинавских государств — Норвегию, сказания о славном прошлом, об эпохе завоеваний и побед перекочевали на север — еще дальше, в страну горячих источников, до сей поры населенную лишь монахами-отшельниками, — Исландию. Король многие годы не стриг волос, дав обет богам, и его в насмешку назвали Харальдом Косматым. Зато, придя наконец к власти, став великим государем, властителем громадной по тем временам территории, он вымыл и подстриг свою светлую гриву и получил другое, куда как более лестное прозвище — Харальд Прекрасно-волосый. Да' и как было не перемениться прозвищу, если на этих волосах красовалась теперь сияющая золотая корона! И, как все завоеватели, Прекрасно-волосый тут же позаботился возвести свой род к богам. Ну и задал же он работу придворным поэтам-«скальдам», летописцам и переписчикам! Понадобилось все разрозненные сказания быстро объединить в одно, где путем бог знает каких хитростей, сшивания буквально по лоскутам, было в конце концов торжественно установлено, что вожак викингов на самом деле приходится — через легендарного Волсун-га, через его потомка Сигурда-змееборца — роднёй самому Одину, великому и всемогущему. А в результате родился один из самых прославленных мифов средневековья — скандинавская «Волсунга-сага». Сагой у норманнов называлось прозаическое сказание с включением целых стихотворных глав. «Волсунга-сага», по-другому «Сказание о Нифлунгах», о великом роде, истребившем из мести самого себя до последнего потомка, у древних германцев носила название «Песни о Нибелунгах», а у других народов именовалась иначе. Однако Сигурд — или Зигфрид — или Сигфред — герой этого цикла, без всякой связи со стремлением Харальда-честолюбца породниться с ним, навсегда остался в мировом эпосе, в мировой литературе олицетворением воинской доблести. А в рыцарские времена, когда «Песнь о Нибелунгах» была обработана и превратилась в прекрасную поэму, Си-гурд-Зигфрид, с его воинскими подвигами, любовью к богатырше Брюнхильд и красавице Гудрун-Крим- хильд, с историей предательского его убийства и последующими несчастьями рода, вошел в число любимых легендарных героев всего человечества.
Да разве один только Сигурд! Не ведали викинги, «морские люди», купцы и бонды, что из шума угрюмых волн, из топота конских орд, из лязга оружия и криков ужаса, из ярости боя и плача по убитым, из воинственной религии и хвастовства пьяных от убийств победителей, из борьбы с жестокой северной природой — морем, скалами, дремучими лесами, — изо всего этого хаоса завоеваний и первых радостей мирной жизни на захваченных и обжитых землях дикой Исландии родятся дивные песни, прекрасные легенды, незабываемые и пленительно-трогательные образы. Пришло время — и древние варварские поверья, мифы, сказки были записаны в сборники, стали известны и любимы во всем мире. Так же, как навсегда остались памятником древних войн гомеровские сказания о подвигах героев, русские былины о защитниках Родины... Богатырские образы, полные силы, мужества, коварства и жестокости, страшные легенды о гибели народов, родов и стран, поверья, религии — это все принадлежит великой всемирной истории искусства.
Для норманнов не было сомнения в том, что богатыри-воины после смерти входят в чертог всемогущего Одина. Да и сам этот бог скандинавов и германцев мало чем от них отличается. Подобно греческому Зевсу, он вмешивался в судьбы людей и народов, оказывал помощь своим избранникам и насылал громы и молнии на головы неугодных, хитрил, казнил и миловал, принимал разные обличья, стирал с лица земли целые семьи и роды. Были у нордических народов и прорицательницы-богини, и богатырши полубожественного происхождения. Скандинавы верили в подземные склады, которые стерегут гигантские змеи и хитрые карлики, в глубокие пещеры, где хоронятся от света и людских раздоров тролли-гномы — мастера кузнечного дела. Уж если они скуют волшебный меч, то герой с таким оружием способен прорубить горы...
Сегодня мы услышим одно из таких древних сказаний. Это лишь один из бесконечного множестве эпизодов, которыми полны скандинавские мифы о людях и богах, богатырях и карликах. Услышим легенду о коварстве и смелости, о нежной любви и братской дружбе, об отцовской самоотверженности и сыновней преданности. «Сказание о Вёлунде» тоже принадлежит к числу родовых мифов с обязательным законом мести за погибшего родича, с мотивом борьбы с фантастическими силами. Это, конечно, миф, сказка. Но, как во всякой сказке, если вдуматься в нее, а не просто слушать с открытым ртом и принимать на веру все до последнего слова, в этой старинной истории содержится свой скрытый смысл. Не вмешивая в рассказ богов, народ, создавший эту сказку, говорит здесь и о тысячелетней мечте человека взлететь к солнцу, и о способности людей побеждать любые несчастья, и о настоящей любви, которая не боится испытаний.

Режиссёр: А.Липовецкий
Вокальный квартет «Улыбка»
Звукорежиссёр: П.Кондрашин
Редактор: И.Якушенко
Художник: Б.Белов
Инсценировка: А.Горюшкина
Музыка В.Купревича
Тексты песен: В.Горюшкина
Действующие лица и исполнители:
Ведущий-----------------------Е.Петров
Вёлунд---------------------Л.Зверинцев
Бодвильд----------------Т.Осмоловская
Гномы-----------Т.Канаева, А.Горохов
Король Нидгод---------------В.Горелов
Вади---------------------В.Макаровский
Амилиаг--------------------------В.Гарин
Эгил--------------------------С.Вараскин
Придворный---------------Р.Дубинский








Нашел ошибку? Есть жалоба? Жми!
Пожаловаться администрации
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.